Глобальные проблемы человечества
По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.
Животный мир в системе размещения производительных сил
Животный мир – важная сфера размещения производительных сил. Рациональное использование животного мира, забота о его представителях...
В августе 1956 г. трест «Карагандауглеразрез», в состав которого входил Иртышский угольный разрез №1, из Караганды переведен в Экибастуз и переименован в трест «Иртышуголь». С этого времени начинается этап бурного развития добычи угля на Экибастузском бассейне. Была произведена специализация горнотранспортного производства – выделены в самостоятельные предприятия вскрышной разрез, Погрузочно-транспортное управление, жилищно-коммунальный отдел, автобаза, созданы Энергоуправление, центральные электромеханические мастерские, строительное управление.
12 июня 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР поселок Экибастузуголь переименован в город Экибастуз. 21 июля 1957 года состоялась первая сессия Экибастузского городского Совета депутатов трудящихся первого созыва. Председателем горисполкома избран А. Зыков, заместителем председателя Р. Касымова, секретарем М. Горбань. Был избран исполком из девяти человек и образовано 7 постоянных комиссий. Утверждены первые заведующие отделами горисполкома: финансового – Б. Кабдрахманов, народного образования – Т. Шамерденов. В числе первых депутатов были: Б. Сутжанов, Б. Авербух, З. Илюшкина, Н. Колотев, К. Нурмагамбетов, И. Федотов, Ж. Омашев, А. Шарипов, А. Хищук, Г. Бондаренко, М. Сорокин, Ф. Деревягин, С. Климашевский и др.
В трудовых коллективах молодого города работало около 10 тыс. экибастузцев. Город был в основном молодежный. Его комсомольская организация на своем учете имела 1740 членов. Горняцкий город в своем распоряжении имел 130 тыс. кв. метров жилья, семь школ, вечерний техникум. В год образования города сдан Дворец культуры горняков, вступила в строй первая очередь ТЭЦ, где 10 лет директором был Г.М. Маленков, занимавший в довоенный и послевоенный периоды очень важные государственные и партийные должности, в 1953–1955 гг. являвшийся Председателем Совета Министров СССР. Введен водопровод Калкаман – Экибастуз протяженностью 53,5 км., что значительно улучшило обеспечение пресной водой. В городе велось в значительных масштабах индивидуальное жилищное строительство. За 2 года после получения городского статуса в Экибастузе было построено 450 индивидуальных домов общей площадью 19 тыс. кв. метров, что было почти в 2,5 раза больше площади жилья, построенного трестом «Иртышуглестрой».
В 1961 г. был сдан в эксплуатацию угольный разрез №2 мощностью 3 млн.тонн угля в год, в 1964 г. был сдан в эксплуатацию угольный разрез №3 мощностью 3 млн. тонн угля в год. В последующие периоды за счет проведения реконструкции и технического перевооружения производственная мощность разрезов №1, 2, 3 (позже получивших название разрез «Северный») была увеличена и доведена до 22 млн. тонн угля в год.
Из-за огромных потребностей в дешевом экибастузском угле возникала необходимость строительства новых крупных угольных разрезов и трест «Иртышуголь» стал готовиться к сооружению на полях №5 и №6, весьма благоприятных в горно-геологическом отношении для создания более мощных и эффективных угольных разрезов. Производственная мощность угольных разрезов №5 и №6 неоднократно пересматривалась: в 1956 году она рассчитывалась исходя из объема 3 млн. тонн угля каждый, чуть позже мощность объединенного разреза №5/6 была доведена до 15 млн. тонн, в 1959 году «Карагандагипрошахт» переделал проектную документацию с увеличением мощности до 20 млн. тонн, затем принималось решение об увеличении мощности объединенного разреза №5/6 до 45 млн. тонн. И наконец при рассмотрении проектного задания угольного разреза №5/6 в январе 1964 г. на заседании ВСНХ СССР мощность его подняли до 50 млн. тонн угля в год.
С сентября 1964 г. начались первоочередные работы по сооружению этого, не имевшего аналога в мировой практике, сверхмощного разреза. В проекте разреза №5/6 было сфокусировано все лучшее, достигнутое в отечественной и мировой практике: применение мощных роторных экскаваторов с повышенными усилиями копания на разработке крепких угольных пластов сложного строения и прогрессивных технологических схем и эффективного использования, глубокий ввод напряжения 35 КВ непосредственно на уступы, блочное строительство поверхностных сооружений, ввод разреза отдельными самостоятельными очередями для более равномерного освоения вводимых угольных мощностей и использования основных дорогостоящих основных фондов и др. В июле 1965 г. начались горно-вскрышные работы с погрузкой экскаватором СЭ-3 породы в автосамосвалы. Зафиксирован и стал достоянием первый трехкубовый ковш, наполненный вскрышным грунтом машиниста экскаватора И.Е. Ефанова. В январе 1965 г. принят в эксплуатацию ж.д. узел «Экибастуз-2», построенный по титулу разреза №5/6 и переданный на баланс Павлодарского отделения Целинной дороги. В августе 1970 машинист роторного экскаватора В.С. Егоров загрузил первую партию вагонов пака МПС углем разреза №5/6. Ввод мощностей на этом разрезе осуществлялся следующим образом: первые семь очередей по 5 млн. тонн каждая были приняты: первая очередь – в ноябре 1970 г., вторая очередь – в феврале 1971 г., третья очередь – в декабре 1972 г., четвертая очередь – в июне 1973 г., пятая очередь – в декабре 1973 г., шестая очередь – в сентябре 1975 г., седьмая очередь – в декабре 1977 г. Восьмая очередь на 7,5 млн. тонн угля в год была принята в декабре 1978 г., девятая очередь на 7,5 млн. тонн была принята в декабре 1979 г. и разрез «Богатырь» (так стал именоваться с января 1972 г. угольный разрез №5/6) достиг проектной мощности 50 млн. тонн угля в год. За счет прирезки угольного поля №9, вскрытие которого было осуществлено хозяйственным способом, производственная мощность угольного разреза «Богатырь» была доведена в 1988 г. до 55 млн. тонн угля в год. Руководство разрезом «Богатырь» возглавил С.П. Куржей, проявивший незаурядные качества руководителя на этом посту и в 1976-1989 г.г. работавший на посту генерального директора более чем 20-тысячного коллектива горняков п.о. «Экибастузуголь», удостоенный звания «Герой Социалистического труда» и многих высших государственных и ведомственных наград, ныне Почетный гражданин города Экибастуза, принимающий самое активное участие в общественно-политической жизни города.
Больше о географии:
Альпы
АЛЬПЫ (нем. Alpen; франц. Alpes; итал. Alpi; от кельт. alp — высокая гора), самая высокая (до 4807 м, г. Монблан) горная система Зап. Европы. Расположены во Франции, Италии, Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне; отроги в Словении и Германии. Длина ок. 1200 км, ширина до 260 км. Образуют выпуклую к сев ...
Методологические основы оценки экономической безопасности и устойчивого развития
В методическом плане представляет интерес определение пороговых значений индикаторов экономической безопасности, приближение к которым характеризует, что страна приближается к кризисному состоянию. Здесь можно отметить, что в западной экономической литературе отсутствуют как само понятие, так и по ...
Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса
Наличие собственной металлургической базы (производство черных и цветных металлов), благоприятные транспортные условия для сбыта продукции, потребность самого района в различных машинах и оборудовании способствовали развитию машиностроения. Северный Кавказ - один из крупных в стране районов сельск ...